Давным-давно в чистом поле посередине степей Средней Волги возник город семи ветров. Не в самом удачном месте.

Точно также по воле случая спустя несколько веков все так же в чистом поле рядом с ним возник крупнейший в мире авиастроительный комплекс.

«Ульяновский Авиационно-Промышленный Комплекс имени Устинова», ныне именуемый АО «Авиастар-СП», создавал не только крупнейшие серийные самолёты в мире (о них я ещё расскажу), но и кое-что совсем из ряда вон выходящее.

Я сам из Ульяновска, и так получилось, что с одной историей я знаком лично — успел увидеть.

Рассказываю.

Легенды и мифы об НЛО родного города


«Тарелки» реальны — действующие образцы известны со Второй мировой войны

Байки про «летающие тарелки» и другие НЛО известны по всему миру. Чаще всего это атмосферные явления или новые летательные аппараты.

В редких случаях над крупными промышленными зонами в прошлом НЛО оказывались разведывательными аппаратами других стран.

Но в Ульяновске байки про тарелки над Волжским Императорским мостом имеют другую природу, не ту, что, скажем, блестящие стратосферные наблюдатели в небе над Уралом.


И сегодня ряд конструкторов пытается создать летательный аппарат идеальной формы

Местные упорно верят, что не один раз над волжской гладью встречались странные круглые аппараты. Хотя, конечно, их там не было и быть не могло.

Но только потому, что настоящие НЛО базировались на 30 километров западнее Волги. Сегодня это место называется Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный».

Неподалеку от него и состоялась наша встреча и была записана эта история.

Что такое «термоплан»


Один из первых проектов термоплана

Проект НЛО представлял из себя ничто иное, как особый тип воздушного судна легче воздуха, дирижабля — «термоплан».

Идея термоплана не нова: в его основе лежит так называемый «розьер» — воздушное судно легче воздуха, использующее для полёта подъёмную силу двух оболочек, наполненных соответственно газом с удельным весом ниже воздуха и нагретым воздухом.

Проект ульяновского термоплана — «летающая тарелка» из двух половин. В верхней находились емкости с гелием, как у обычного дирижабля для создания подъемной силы.

Нижний, не герметичный — так называемый «термообъем», заполнялся обычным воздухом, подогреваемый отработанным газом двигателей и играл роль балласта.


Типовое устройство термоплана (вариант «Локомоскайлайнер», доработанный из АЛА-40)

Надо взлететь — включают горелки. Подъемная сила термоплана увеличивается, и он поднимается вверх. Для снижения горелки гасятся, воздух постепенно остывает, подъемная сила уменьшается, и аппарат плавно идет на снижение.

Первоначальная схема имела много недостатков. Прямая подача отработанных газов внутрь оболочки приводила к необходимости очистки изнутри. Высокая температура так же могла стать причиной проблем — можно прожечь оболочку.

Тем не менее, летающая тарелка была построена и даже испытана.

Проект ульяновской «летающей тарелки»


Архивное фото ульяновского АЛА-40 в сборочном цехе

Немного предыстории: изначально проект «НЛО» был создан в МАИ под руководством ректора Московского Авиационного института в созданном из сотрудников МАИ конструкторском бюро.

Там ещё в восьмидесятых задумались над проблемой освоения северных районов с помощью летательного аппарата сверхвысокой грузоподъемности. Проектная составляла не менее 600 тонн.

Исходная разработка не отличалась от теоретической: по окружности шел силовой тор из стеклопластика, усиленного углелентами, на тор натягивались оболочки, а внутренняя полость разделялась мембраной на термообъем и объем с гелием.


АЛА-40 во время транспортировки на летно-испытательную площадку

С перестройкой разработка ушла в стол, но через некоторое время была поднята из небытия по желанию некого заказчика, связанного с нефтяным промыслом. Вероятно — «Газпрома».

Тогда и сейчас вышки для добычи нефти строятся на месте, долго, медленно. Подобный летательный аппарат позволил бы достаточно привезти на место готовую конструкцию для добычи.

Заказ оказался очень непростым, но довольно богатым. Если бы не череда неприятностей.

Из Москвы в Новгород, а оттуда — в Ульяновск


АЛА-40 в сборочном цехе «Авиастара». Единственное качественное фото АЛА-40

Изготавливать уменьшенную копию с диаметром тора равным сорока метрам начали на Горьковском авиазаводе им. Чкалова (сегодня — “Сокол”, Нижний Новгород).

Оттуда, поближе к масштабному производству композитов, переехали на УАПК, где был заложен опытный образец расчетной грузоподъемностью 3 тонны был заложен в 1989 году.

Для советско-российских разработчиков УАПК и МАИ это был первый проект подобного судна. Для конструкции использовали классические подходы в проектировании самолетных каркасов, а вот об обшивке различные авторы говорят по-разному.

Официальная версия утверждает, что использовалась композит (стеклоткань) производства УАПК. Другие авторы имеют иное мнение, говоря о специальных пластиках. Ряд причастных лиц и вовсе утверждает, что обшивку выполнили из металла.


Кабина АЛА-40 (макет или «боевая» — неизвестно)

В качестве движителя применили двигатель от самолета ЯК-18, которые восстанавливало предприятие. В качестве кабины к машине использовали доработанный фюзеляж от вертолета МИ-2.

Первое судно под названием АЛА-40, а вместе с ним и комплект для второго летного образца, закончили к 1992 году. Ещё в СССР.

Денег на постройку и доводку двух аппаратов уже не хватило, поэтому было принято решение испытывать первую советскую летающую тарелку уже в августе 1992 года без необходимых для экспериментальных судов статических испытаний.

Вместо этого разработчики сразу перешли к попыткам полета. Огромную махину буксировали 16 КРАЗов, а сама выкатка была приурочена к посещению предприятия Ельциным.

Тяжелая судьба или ошибка проектирования?


Кадр из аналогового видео с выкатки термоплана со сборки

Вероятно, спешка и сгубила проект. По воспоминаниям одного из участников событий:

«Термоплан» ветром раскачивает и он бьется об ангар. Разгоряченная команда прилетела на летно-испытательную станцию. В кабину сели летчики-испытатели, а остальные начали гидроцилиндрами подтягивать швартовы.

Гелий прорвал обшивку, а обшивка, изготовленная в Армении, не выдержала — оказалась просрочена. Слава богу, летчики выскочить успели.

Тор спустил гелий, хлопнул по бетонным плитам и раскололся на несколько сегментов. Слишком высокая парусность, а Ульяновск — «город семи ветров».

По другим данным, АЛА-40 в результате несогласованных манипуляций со швартовочными лебедками опрокинулся и «сел» на одну из боковых опор. По тору пошла трещина, оболочка порвалась, и гигант осел на землю.

Сегодня ряд причастных к проекту лиц утверждает, что разрушений не было, а проект был загублен по политическим мотивам для передачи патентов, идей и самого производства в другие руки.


В объявлении использовано архивное фото. На момент продажи аппарат находился в неизвестном месте

По их мнению, при испытаниях на герметичность из-за превышения допустимого давления раздуло внешнюю оболочку, что являлось закономерным и вполне исправимым дефектом в течении пары месяцев (для шовно-композитной и металлической конструкции это действительно так).

Так или иначе, в результате свободного полета АЛА-40 так и не дождался. Денег не хватило, дополнительное финансирование привлечь не удалось.

Второй экземпляр превратили в «летающий катамаран», который сегодня находится на территории предприятия.


Так мог выглядеть готовый проект в жёстком исполнении

В 1999 году в СМИ проскальзывала информация о готовом проекте АЛА-600 грузоподъемностью 600 тонн собственной разработки УАПК, но дальше чертежей дело так и не пошло.

В 2008 году заводу потребовались новые производственные площади, и останки АЛА-40 были окончательно отправлены в утилизацию. Тем не менее, в прошлом году на «Авито» пытались продать восстановленный экземпляр.

Правда это или попытка пиара? Неизвестно, как и дальнейшая судьба обломков (обломков ли?). Мне найти их не удалось (пока, по крайней мере).

К сожалению, моя короткая встреча с АЛА-40 состоялась уже после катастрофы (хотя и до попытки продажи), буквально перед переносом на складское хранение. Но и разобранный экземпляр впечатлял размерами. А вот второй комплект, получивший второю жизнь – совсем другая история, которой я поделюсь в отдельном материале.

«Термоплан» вчера, «Локомоскай» завтра


Летный образец «Локомоскайлайнера» для МЧС и выставки МАКС

Московское КБ «Термоплан» существовало до 2001 года. Было разработано несколько оригинальных катамаранов и очень успешный экраноплан 2ЭУ на базе самолета АН-2.

Но в 2005 году Кирилл Лятс, генеральный директор группы компаний «Метапроцесс», по своим каналам нашел того самого Юрия Алексеевича Рыжова, который в 1980-х руководил проектом «Термоплан».

Спустя некоторое время ему удалось собрать команду, состоявшую из работников ульяновского «Авиастара» и московского КБ «Аэростатика», разрабатывавших сигарообразные дирижабли.

Так появилась компания «Локомоскай» под руководством Александра Ивановича Харчикова, бывшего заместителя генерального конструктора «Термоплана». Обновленный проект получил название «локомоскайлайнер».


Тот же «Локомоскайлайнер» в ангаре на МАКСе

По состоянию на 2010 год у них был семиметровый разведывательный аппарат, представленный на авиасалоне МАКС-2011 доработанной конструкции:

  • вместо одной емкости гелия использовали 16 штук;
  • проектирование прочностных качеств поручили уникальным автоматизированным методам расчета;
  • для заполнения термообъема использовали отдельные, независимые двигатели.

Как сложилось будущее ульяновских дирижаблей?


Единственный в России эллинг для дирижаблей на производственной площадке «АвгурЪ»

После успешных испытаний, правительство Ульяновская область и «Локомоскай» начали совместную работу по созданию площадки для серийного производства целой линейки подобных аппаратов грузоподъемностью от 3 до 600 тонн при дальности полета до 3 тыс. километров.

Спустя всего 2 года производство дирижаблей так и не началось, а впоследствии и вовсе было свернуто. Поэтому сегодня домен locomosky.ru молчит.


Серийный многоцелевой дирижабль «АвгурЪ» Au-30 для нужд Минобороны

Мечте было не суждено сбыться. Пусть ломоскайлайнер может транспортировать половину собранной буровой установки, на него необходимы предварительные заказы. А их не оказалось. Так же, как и на многие другие уникальные проекты.

Хотя в случае с «Ломоскайлайнером» все очень неоднозначно: от проекта, в отличие от АЛА-40, не осталось даже чертежей или расчетов. Может быть, их и не было?


Проект беспилотного дирижабля стандартной конструкции «Анюта»

Хотя научные решения МАИ и ранние расчеты УАПК, полученные в ходе работ, сегодня применяются для создания ряда традиционных дирижаблей с мягкой оболочкой.

В том числе малосерийных «Анют», выпускаемых совсем другим предприятием. Вопрос только в одном: не теми ли же людьми?

Источник: Iphones