Желая начать свое дело, многие решают дилемму: раскручивать собственный бизнес или покупать франшизу. Стоимость обоих проектов может быть одинаковой, а риски несопоставимы. Во втором случае они минимальны.

Что такое франшиза, и как открыть свой бизнес по франшизе?

Под франшизой понимают покупку права вести бизнес под именем известной торговой марки.

Чтобы лучше разобраться в вопросе, следует ознакомиться с основной терминологией.

  1. Франчайзер – компания с собственной торговой маркой, которая владеет франшизой.
  2. Франчайзи – покупатель франшизы, который после ее приобретения получает платное право открыть собственный бизнес под руководством франчайзера.

Франчайзер при продаже франшизы передает франчайзи в пользование налаженную модель ведения бизнеса и свою торговую марку. Он сопровождает ведение бизнеса и контролирует технологический процесс. После продажи франшизы помогает с выбором оборудования, подбором и обучением персонала и т.д.

Чтобы открыть свой бизнес по франшизе, потенциальному франчайзи необходимо иметь стартовый капитал и помещение, отвечающее требованиям будущего бизнеса. Ему придется осуществлять такие выплаты:

  • паушальный взнос – плата за вход в бизнес;
  • роялти – ежемесячная плата франчайзеру;
  • рекламный взнос – ежегодный взнос на развитие бренда.

Также возможны другие инвестиции.

франшиза

На какие параметры стоит ориентироваться при выборе франшизы?

Самый важный параметр при выборе франшизы – время деятельности франчайзера. Чтобы создать и «отполировать» бизнес-модель, необходимо минимум год. Еще год занимает построение сильной франчайзинговой системы. Если компания, зарегистрирована менее двух лет назад и сразу запустила продажу франшизы, то её покупка имеет большую степень риска.

Второй важный параметр – условие постоянного ведения бизнеса франчайзером и консультирование по всем возникающим вопросам.

Виды эффективных франшиз

Анализ ринка позволяет выделить следующие примеры эффективных франшиз разных видов:

  1. Торговая франшиза фирменного магазина джинсовой и повседневной женской и мужской одежды Westland. Продажа с одного метра торговой площади в год может принести 80–250 тыс. рублей, доходность капитала в пределах 30–80% годовых, срок окупаемости – 1–2 года.
  2. Сервисная франшиза сети кафе мороженого «Баскин Роббинс». Одна точка продажи мороженого позволяет заработать от 100 тысяч рублей в месяц. Стартовая инвестиция на отдельное кафе – от 3 млн рублей, на киоск – от 1 млн рублей.
  3. Франшиза бренда Anvio – бизнес на виртуальной реальности. Она дает право франчайзи открыть клуб виртуальной реальности. Стартовый капитал – от 1,5 млн рублей, срок окупаемости – до 1 года, а средний месячный оборот составляет 800 тыс. рублей.
  4. Производственные франшизы известного производителя химических средств ХимRussia. Для приобретения франшизы по производству автохимии и автокосметики потребуется стартовый капитал от 1,117 млн рублей, а окупятся вложения приблизительно за 1–3 месяца.
  5. Деловая франшиза независимой медицинской лаборатории ИНВИТРО. Чтобы купить франшизу, понадобится стартовый капитал в пределах 2,3–4,9 млн рублей, срок окупаемости – около 1–2 месяцев.