Последние несколько лет, государством ведется целенаправленная работа по сближению стандартов отчетности РСБУ и МСФО. В настоящее время, согласно действующему законодательству (208-ФЗ от 27.07.2010 г. «О консолидированной финансовой отчетности»; 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете»; Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 г. №107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений МСФО для применения на территории РФ»), кредитные, страховые организации и прочие компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в обязательном порядке должны формировать и предоставлять отчетность по стандартам МСФО. На очереди крупные предприятия и естественные монополии а в дальнейшем и остальные компании. Перефразируя известную цитату из советского фильма, можно сказать с уверенностью: «Скоро ничего не будет, будет одно сплошное МСФО».
В связи с этим, у многих наших коллег возникает резонный вопрос с чего и как начать. Предложу на Ваш суд свои опыт и некоторые наблюдения в виде кратких тезисов. Итак по порядку…
Цель формирования отчетности
Как многогранны сферы деятельности, желания собственников, устремления менеджеров, так и многообразны цели проведения сей акции, начиная от освоения средств в бюджете и заканчивая серьезными мотивами по выходу на публичные рынки заимствований. В целом, их можно описать следующими тезисами. Отчетность по стандартам МСФО:
Увеличивает стоимость компании (не в разы, как хотелось бы, но окупает вложенные затраты многократно);
Позволит привлечь необходимый объем заемных средств на лучших условиях, в том числе в иностранных банках;
Позволит выйти на публичный рынок заимствований (формирование отчетности за три последних года, является необходимым и обязательным условием для выхода на IPO как на российских биржах, так и на международном финансовом рынке);
Повысит прозрачность компании и улучшит ее имидж как перед внутренними (акционеры), так и перед внешними пользователями (государственные органы, регуляторы и пр.);
Повысит квалификацию бухгалтерской службы, даст более системное и полное понимание принципов и системы учета;
Увеличит лично Вашу стоимость, как финансового руководителя (позволит Вам вписать крупными буквами в резюме реализованный проект по переходу на МСФО, и соответствующую квалификацию ДиПИФР, АССА). Поверьте затраты и усилия также будут вознаграждены сполна;
1001 другая причина для чего это нужно.
Суммируя вышесказанное, в настоящее время, для квалифицированного финансового руководителя и современной компании, отчетность по стандартам МСФО находится в категории «must have».
Период формирования отчетности
Дата первого применения один из важных параметров. В МСФО одним из основных принципов, также как и в РСБУ является принцип сопоставимости периодов. Например, если вы соберетесь формировать отчетность МСФО за 2012 г., с датой первого применения 01.01.2012 г., не сформировав отчетности за 2011 г., аудитор сделает оговорку о том, что отчетность оценивалась без сопоставления с прошлыми периодами, что не есть хорошо. Поэтому при первом применении целесообразно делать отчетность сразу как минимум за два периода.
Важные аспекты
Считаю необходим отметить, что первое применение допускает достаточно широкий диапазон допущений и позволяет внедрением определенных политик «управлять» результатами полученной отчетности компании. Поэтому роль аудитора данной отчетности при первом применении достаточно высока.
Также, если конечно позволяет финансовый результат, целесообразно организовать как можно большее списание «токсичных» элементов активов, которые обычно присутствуют в балансе любой компании, я имею ввиду неликвидную дебиторскую задолженность и прочие неприятности, для обеспечения только положительной динамики финансовой отчетности в периоды после первого применения.
Этапы и участники проекта
Задача запуска отчетности по МСФО будет состоять из следующих этапов:
Оценка основных средств компании;
Трансформация отчетности РСБУ в МСФО;
Аудит полученной отчетности МСФО.
В данном процессе, в идеальном случае участвуют три субъекта: аудитор, трансформатор отчетности и оценщик. Также существует конфликт интересов: аудитор не может быть оценщиком и в идеале и трансформатором. На практике же аудиторские компании неофициально предлагают помошь в трансформации.
Оценка основных средств компании, по сути ничем не отличается от обычной оценки, но проводится «рекомендуемыми» аудиторской компанией оценщиками из согласованного списка. Это важный момент, потому что аудитор потом должен удостовериться в правильных результатах оценки (методах, подходах, допущениях) и фактически «принять» работу у оценщика.
Трансформация отчетности заключается в переводе отчетности РСБУ, в специальный формат (трансформационные таблицы, конспаки) учитывающий отраслевую специфику, а также сбора и анализа дополнительной информации. Здесь Вас ждет развилка: либо вы просто отдаете этот процесс полностью на откуп трансформатору, либо принимаете в нем активное участие для того, чтобы в последующие периоды не нести повторно затраты на трансформацию — фактически формируете данную компетенцию внутри компании. Я рекомендую второй вариант, он не намного затратнее первого (все равно заполняют таблицы и дают пояснения ваши специалисты), а результат — работоспособное подразделение с компетенцией, которую можно например тиражировать по группе.
Аудит отчетности по МСФО обычно проводится аудитором с именем, и ни чем не отличается от обычных процедур аудита РСБУ например к собранию акционеров по результатам года. Заканчивается предоставлением отчета аудитора, где он подтверждает отчетность. Напоминаю о важности связки аудитор — оценщик — трансформатор, без конструктивного взаимодействия, эффективно реализовать проект не получится.
Сроки и стоимость проекта
В среднем весь процесс получения подтвержденной отчетности по МСФО может занять от двух с половиной, трех месяцев до полугода в зависимости от специфики бизнеса, контура консолидации (компания standalong либо консолидация группы), размера компании. Для сокращения сроков, процессы трансформации и оценки обычно ведутся параллельно.
По практике одного из реализованных проектов небольшой группы (до 20 юридических лиц) максимально короткий срок формирования первой отчетности составил 2,5 месяца.
Стоимость проекта будет складываться из трех составляющих услуг. Стоимость оценки будет зависеть от ваших основных средств. Услуги же по трансформации и аудиту, могут обойтись от 500 тыс. руб. до нескольких миллионов каждая и будут зависеть от уровня аудиторов и объема оказанных услуг в рамках трансформации. Привлечение Big4 обойдется не менее чем в полтора раза дороже первой линейки отечественных аудиторов. Тем не менее иногда это оказывается целесообразным, так как заключение известной консалтинговой компании имеет больший вес, особенно на международном финансовом рынке.
В заключении хочется отметить, что по большому счету, процесс не является сложным, долгим и затратным, и преимущества его реализации с лихвой покроют понесенные затраты и приложенные усилия.