“Город финансов” - качественно новый Интернет-ресурс в области финансовой грамотности, с независимой позицией и объективной информацией. Проект рассчитан на широкую аудиторию, интересующуюся финансами.  Посетители портала найдут на страницах “Города финансов” информацию о банковских услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на оказание банковских услуг.

 

Публично- частное партнерство в сфере социального обслуживания престарелого населения- конкретный механизм повышения качества социальной защиты граждан России

7 апреля 2014 - Администратор

Система социальной защиты населения состоит из двух основных компонентов- комплекса льгот и выплат и структуры служб социального обслуживания. Каждый из этих компонентов несомненно важен, но они требуют с одной стороны различного уровня капитальных вложений для обеспечения защиты растущего количества представителей старшего поколения, а с другой стороны- маржинальный вклад каждой новой социальной службы воспринимается по- разному. Для обеспечения выплат новому получателю используются существующие элементы инфраструктуры- почта, пенсионные структуры, а для создания дополнительных коек в стационарном учреждении необходимы инвестиции в строительство и оборудования сениор отеля или дома престарелых. 

 
Веяния последних лет в сфере социальной защиты, базирующиеся на понятии «монетизация льгот» и общие демографические изменения (рост количества престарелых зависимых людей), изменили баланс в сторону предоставления льгот и выплат, что в данный момент привело к нехватке социальных служб, работающих в сфере социального обслуживания. Т.е. даже выплачиваемые в срок пенсии не могут быть потрачены на качественные социальные услуги, поскольку поставщиков последних катастрофически не хватает. 
 
В настоящее время в Российской Федерации действует 1534 государственных стационарных медико- социальных учреждений в которых проживают более 240,4 тысяч человек. Однако на 1 января 2008 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 18,3 тыс. человек и из общего числа зданий учреждений для престарелых и инвалидов 3,0% находилось в аварийном состоянии, 4,3% - в ветхом, 10,5% требовали реконструкции. 
 
Простой демографический анализ демонстрирует, что в течение ближайших 5-10 лет, в случае отсутствия кардинальных изменений ситуации, очередь в эти учреждения превысит по количеству доступный фонд коек в несколько раз. Попытки профильных федеральных органов исполнительной власти изменить ситуацию путем точечных инвестиций в существующую систему социальных служб ни к чему не привели. 
 
В 2001 году была принята Федеральная Целевая Программа «Старшее поколение» на 2002- 2004 годы. В соответствии с этой программой в «создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности...» планировалось инвестировать 928 Млн руб, из которых 336,5 Млн- в капитальные вложения (в- основном, ремонт социальных учреждений для пожилых). 
 
Однако, в соответствии с результатами проверки Главного Контрольного Управления Президента РФ , программа не была реализована, поскольку «как показала проверка, одной из основных причин, не позволяющих добиться заметных позитивных перемен в создании необходимых условий жизнеобеспечения граждан пожилого возраста, стало отсутствие единой научно обоснованной концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. 
 
99% всех мер социальной защиты сегодня обеспечиваются социальными службами, входящими в комплекс, у которого просто не хватает ресурсов успевать развивать систему учреждений хотя бы с той же скоростью с которой стареет нация. Для комплексного решения проблемы повышения качества жизни граждан пожилого возраста сегодня, необходимо, используя ресурсы федерального уровня и субъектов федерации, накопленный опыт и возможности международного сотрудничества обеспечить принципиально новый подход к разработке и реализации политики в отношении старшего поколения. 
 
По моему мнению основой и стержнем новой политики должно стать создание Отрасли Заботы о Старшем Поколении. На сегодняшний день, несмотря на то, что негосударственный сектор упомянут в ряде законов, как уже говорилось, социальное обслуживание в нашей стране обеспечивается, в-основном, государственной системой социальных служб, которая управляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (Ст 19 195- ФЗ). 
 
В случае создания условий для образования Отрасли, т.е. группы качественно однородных хозяйственных единиц, характеризующихся особыми компетенциями оказания услуг и выполняющих общую функцию в национальной экономике, социальное обслуживание населения может быть выведено на качественно новый уровень. 
 
Речь не идет о преуменьшении роли государственного сектора, но о развитии негосудраственного, путем привлечения частных инвестиций и передового национального и зарубежного опыта управления. Т.е. Отрасль заботы о старшем поколении должна отличаться от существующей системы социальных служб более высоким профессионализмом, новаторскими идеями и участием частного капитала, и как следствие обеспечивать более качественную социальную защиту пожилых граждан нашей страны. 
 
Как отметил Президент в своем Послании Федеральному Собранию, согласно статье 7 Конституции Российская Федерация – это социальное государство, которое ... устанавливает гарантии социальной защиты. В качестве примера для организации частно- государственного партнерства в данной области в России интересен французский опыт. 
 
Франция- страна традиционных семейных ценностей, пожалуй, после Италии наиболее близкая из всех развитых стран к России в сфере внутрисемейных отношений связанных с проблемами пожилых. Так же как и в России (и в противоположность Америке), для французов неприемлемо отправить в дом престарелых мобильного, способного к уходу за собой пожилого родственника. 
 
Переезд в дом престарелых- это вынужденная мера, решение об этом обычно принимается на семейном совете с участием лечащего врача и представителя социальной службы. Поскольку структура старческих заболеваний достаточно хорошо изучена в том числе со статистической точки зрения, региональные советы гигиены и здоровья достаточно точно знают сколько дополнительных коек в стационарных медико- социальных учреждениях потребуется департаменту в каждый из ближайших лет, чтобы удовлетворить потребность, которая будет возникать. 
 
Право построить медико- социальные учреждения на определенное количество коек (авторизация) разыгрывается на аукционе, в котором принимают участие профессиональные субъекты рынка- строительные и управляющие (операторы) домами престарелых компании. 
 
Совет обеспечивает покрытие ряда расходов операторов- такие как покупка специализированной техники, оплата определенного персонала. Операторы и девелоперы, имеющие доступ к тем же социально- демографическим данным, планируют занятость учреждений, разрабатывают исходя их этого бизнес- планы и планы продаж, убеждают банки предоставить им кредитное финансирование, и получив в результате конкурса авторизацию, вводят в строй новые объекты. Такая система развития рынка социального обслуживания представляется нам полностью применимой в Российской Федерации. 
 
Для начала движения в данном направлении, профильные органы исполнительной власти (как федеральные, так и уровня субъектов федерации) должны начать процесс системного общения с представителями зарождающейся отрасли социального обслуживания пожилых. 
 
Время переложить бремя социальной ответственности на бизнес, и разработка конкретных механизмов осуществления проектов создания негосударственных социальных служб- является одним из способ реализации этой задачи. 
 
 
О результатах проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации федеральной целевой программы “Старшее поколение” на 2002-2004 годы. Главное Контрольное Управление Президента РФ 
 
 
Николай Кобляков 
Президент Senior Hotel Group - первой системы негосударственных социальных служб в России. 
В группу компаний входят и функционируют две первых негосударственных резиденции для пожилых «Монинот» и «Мичуринский», cоциальная служба надомного обслуживания «Помощник», и бесплатная служба социального информирования «Геронт - Эксперт». 
Закончил с отличием два факультета МГУ- физический (95) и юридический (2001), а так же Лондонскую Школу Экономики, Политических и Социальных наук (LSE) в 2007 году. 
Автор концепции развития негосударственной отрасли социального обслуживания в России.

 

Инвестиции в свое будущее
Рейтинг — 0 1 участник

Финансовая культура и безопасность граждан России» - Финансовая грамотность, финансовые новости © 2017