Мария Киселева, Ольга Попова

МОСКВА (Рейтер) — Крупнейший в России продуктовый ритейлер X5 готовится конкурировать с онлайн-игроками за потребителя быстрой в приготовлении еды, сказал в интервью Рейтер главный исполнительный директор X5 Retail Group (LON:PJPq) Игорь Шехтерман.

«Если раньше мы себя сравнивали с оффлайновыми игроками, то сейчас мы говорим, что работаем на рынке еды, и что наши конкуренты — это не только традиционные игроки, но и цифровые компании Delivery Club, Яндекс (MCX:YNDX).Еда, и фаст-фуд рестораны», — сказал он.

Интернет-торговля активно развивается в России в последнее десятилетие, что заставляет традиционных ритейлеров инвестировать в онлайн-сервисы и доставки.

«Для клиентов в последнее время становятся очень важными удобство и экономия времени… Мы видим, что эта потребность растет везде. Люди хотят меньше готовить», — сказал он.

Хотя тенденция в экономике такова, что россияне покупают меньше и дешевле из-за падения доходов, стремление к удобному питанию будет только расти, считает Шехтерман.

В связи с этим X5 в этом году открыла собственную фабрику по производству готовой еды в Москве и планирует открыть еще одну в Санкт-Петербурге в 2020-21 годах.

Х5 также существенно расширила и продолжит расширять ассортимент своего интернет-магазина perekrestok.ru, ожидая, что это скажется на уровне EBITDA в 2020-2021 годах.

«Онлайн приходит на смену гипермаркетам: через онлайн человеку выгоднее решать миссию закупки впрок», — сказал Шехтерман. Сейчас компания обсуждает возможные варианты трансформации гипермаркетов Карусель и планирует принять решение до конца года.

Большая часть из 15.000 магазинов X5 приходится на формат магазинов у дома — Пятерочка, а также супермаркеты Перекресток.

Х5 увеличила продажи на 18 процентов в прошлом году, открыв 2.310 магазинов, намерена сохранять планы открытий на уровне 1.800 в этом и, скорее всего, в будущем году.

«Мы считаем, что для сбалансированного роста и тех целей и задач (которые мы перед собой ставим) нам достаточно этих открытий. Дальше нужно фокусироваться на увеличении продаж с квадратного метра. Наша основная задача — это увеличивать плотность продаж. Поэтому все изменения, которые идут в компании, нацелены именно на это», — отметил Шехтерман.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Конкуренция со стороны интернет-игроков оказывает все более ощутимое давление на доходность продуктового ритейла, сектор ожидает в долгосрочной перспективе постепенное снижение по EBITDA, считает Шехтерман.

X5 намерена в будущем году увеличить инвестиции в цифровизацию, чтобы на основе анализа потребительского спроса автоматизировать подход к ассортименту, ценам и промо-акциям.

«Понятно, что цифровые игроки наступают, но мы первоначально хотим по бизнес-процессам внутри догнать до того, что есть у них», — сказал Шехтерман. Сегодня вложения в IT, технологии и инновации составляют порядка 10 процентов капзатрат.

Шехтерман надеется, что «цифровая трансформация» приведет к экономии, которую можно будет реинвестировать в цены, чтобы оставаться привлекательными для стесненных в средствах потребителей.

«Пока не видно перспектив и причин, по которым экономика будет улучшаться… Мы в принципе это наблюдаем по нашим покупателям, по среднему чеку, мы видим это по всем форматам, мы видим, что люди стали покупать в чеке меньше и дешевле. Безусловно, наша задача — быть более привлекательными по отношению ко всем нашим конкурентам. Поэтому наша стратегия в каждом формате — это быть ценовым лидером».

(Текст Марии Киселевой. Редактор Андрей Кузьмин)

Источник: Investing