Спотовые цены на газ в Азии преодолели рубеж в $ 1 000 за тысячу кубометров. В регионе холоднее, чем ожидалось, а поставки СПГ ограничены. Два танкера со сжиженным газом с «Ямал СПГ» впервые пошли зимой в Китай по более короткому Северному морскому пути и должны прибыть туда в конце января.

Вчера, 11 января, спотовые цены на газ в Азии впервые в истории перешагнули психологическую отметку в $ 1 000 за тысячу кубометров.

«Более холодная, чем ожидалось, погода подхлестнула спрос на газ в Японии, Китае и Южной Корее, которые являются крупнейшими потребителями топлива. Ситуация ухудшается тем, что сейчас доступны ограниченные объемы и конечным пользователям придется заплатить значительную сумму», — написал в Twitter сингапурский репортер Bloomberg по энергетике Стефан Стапжински. По его мнению, японским производителям придется сдерживать работу газовых электростанций, чтобы уложиться в имеющиеся объемы.

Ведущий корреспондент по энергетике Bloomberg Жавье Блас добавляет, что буквально за несколько дней цены выросли на 32%. И поставщики предлагают сейчас газ для Японии по сумасшедшим ценам. Так, например, трейдер Trafigura выставил предложение на доставку СПГ в январе по $ 1 278 за тысячу кубометров.

«Оптовые цены на электроэнергию и спотовые котировки газа превращаются всего лишь в цифры по мере того, как покупатели становятся все отчаяннее. Япония — третья по величине экономика мира, и Токио сделает все, чтобы свет горел», — заметил Жавье Блас.

Тем временем «Ямал СПГ» впервые зимой отправил танкеры ледового класса Arc7 со сжиженным газом в Китай не через Европу, а по более короткому маршруту — по Северному морскому пути (СМП). Первым это заметил «Коммерсантъ». По данным навигационного портала Vesselfinder, «Николай Евгенов» и «Кристоф де Маржери» покинули порт Сабетта 4 — 5 января и должны прибыть в китайские Далянь и Тяньцзинь 28 и 26 января.

Иллюстрация: vesselfinder.com.
Иллюстрация: vesselfinder.com.

Навстречу им идет танкер «Николай Зубов», который возвращается из китайского Даляня. Путь танкеров займет три недели вместо пяти. Сейчас, по данным Marinetraffic, суда находятся у Восточно-Сибирского моря.

Иллюстрация: vesselfinder.com.
Иллюстрация: marinetraffic.com.

Гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша ранее говорил, что себестоимость доставки тонны СПГ в китайский Яньтянь через бельгийский Зебрюгге — $ 91,5, а по северному маршруту — $ 64. За раз танкер может взять около 100 млн кубометров в виде СПГ.

«Если эксперимент окажется успешным, то продемонстрирует практическую возможность поставлять газ Ямала в Азию даже без атомных ледоколов девять месяцев в году, за исключением марта—мая, когда ледовые условия в Арктике наиболее сложные», — полагает «Коммерсантъ».

Как сообщало EADaily , в конце декабря Национальный комитет по развитию и реформам КНР (NDRC) призвал нефтегазодобывающие и угольные компании увеличить добычу до максимального уровня, а терминалы СПГ — увеличить импорт. Беспокойство Пекина связано было с тем, что поставки не поспевают за спросом — на страну идут новые холода, а экономика восстанавливается быстрыми темпами. В декабре из-за этого в некоторых провинциях КНР испытали дефицит газа и рост цен на топливо.

Поставки СПГ в Азию усложняются тем, что свободных танкеров почти нет, а, например, Панамский канал может пропустить в Тихий океан максимум три газовоза в сутки.

У «Ямала СПГ» есть долгосрочный контракт на поставку 3 млн тонн СПГ (чуть более 4 млрд кубометров газа) в год китайской CNPC, которая является акционером проекта. Поэтому неясно, выполняет ли проект сейчас контрактные обязательства или пытается наиболее эффективно воспользоваться текущей конъюнктурой рынка. «Новатэк» и «Ямал СПГ» не ответили на запрос EADaily на момент подготовки материала.

Эксперт по энергетике Александр Собко замечает, что взлетели именно спотовые цены. «Но нужно помнить, что речь идёт о ценах „спот“, которые составляют небольшую долю от всех объёмов торговли СПГ (в мире в среднем по году на „споте“ продаётся около четверти всего СПГ). А по нефтяной привязке цены на СПГ составляют около $ 6/млн БТЕ ($ 213 за тысячу кубометров)», — написал эксперт в Facebook. Он отмечает, что на газовом спотовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР) резко выросла волатильность — в 10 раз по сравнению с апрелем 2020 года. «Всё это актуализирует обсуждение ценовой привязки для новых поставок. Во-вторых, следует ожидать активизации усилий в области увеличения объёмов хранения (как СПГ, так и газа в ПХГ) в Азии», — Александр Собко считает, что удобства мощных хранилищ хорошо видны на примере Европы, где рост цен умеренный. — Конечно, помогает и обилие трубопроводных поставок.