В терминах международной торговли на США приходится крупнейший «кухонный» торговый дефицит: превалирование импорта национальных обычаев в еде над экспортом не способны исправить даже многочисленные бургерные по всему миру, говорится в исследовании, опубликованном Национальным бюро экономических исследований (NBER).

Джоэль Уолдфогель из Университета Миннесоты в работе, опубликованной NBER, попытался проанализировать «кухонные» торговые балансы 52 стран, основываясь на данных статистического агентства Euromonitor о расходах на рестораны (без учета фастфуда и в целом) и классификации ресторанов на сервисе TripAdvisor.

Согласно его выводам и вопреки традиционному мифу об агрессивной экспансии гамбургера, именно США оказались крупнейшим чистым импортером пищевых традиций, «Коммерсант».

Используя традиционную гравитационную модель, применяющуюся для анализа торговых потоков, исследователь выяснил, что крупнейший положительный баланс в распространении своей кухни имеют Италия ($158,3 млрд без фастфуда и $168,2 млрд с его учетом), Япония ($43,9 млрд и $47,8 млрд соответственно) и Мексика ($15,9 млрд и $17 млрд соответственно). США имеют крупнейший торговый дефицит —$133,8 млрд без учета фастфуда, который сокращается до $54,7 млрд благодаря ресторанам быстрого питания (на долю гамбургеров приходится 30% всех расходов на фастфуд, на куриные перекусы — 12%). Значительный дефицит демонстрирует и Великобритания ($20,1 млрд и $30,1 млрд соответственно). Россия имеет небольшой положительный баланс — $5,4 млрд без фастфуда, но лишь $0,4 млрд с его учетом.

Впрочем, сама попытка измерить «кухонные» торговые потоки, взяв за основу потребление пищи, произведенной в стране по зарубежным рецептам, противоречит методологии торговой статистики, признает автор. Даже если бы рестораны имели иностранных хозяев, но использовали местную рабочую силу и продукты, только малая доля оборота формально могла бы быть отнесена к торговле именно национальной кухней. При этом, хотя рецепты не являются интеллектуальной собственностью, такая торговля отчасти напоминает прямые иностранные инвестиции, когда отечественные ноу-хау или технологии используются для зарубежного производства на основе местных ресурсов. И хотя продажи в ресторанах национальной кухни не создают экспортной выручки, ряд стран, включая Таиланд, Тайвань, Малайзию, Южную и даже Северную Корею, активно продвигают свою кухню за рубежом.

Кроме того, как признает сам Уолдфогель, его расчеты носят весьма приблизительный характер из-за отсутствия релевантных данных. Пользователи TripAdvisor классифицируют рестораны по 148 категориям, большинство которых может быть отнесено к той или иной стране (пицца, греческая, японская кухня), но, помимо субъективности такого деления и сомнений в полноте информации, при этом никак не учитывается оборот конкретной точки (они считаются равноценными).

Источник: Investing