Минэкономразвития считает, что предлагаемый Минздравом акциз на сладкие напитки грозит ростом цен, сокращением рынка и появлением контрафакта, пишет газета «Коммерсант». В Минэкономики подтвердили отправку негативного отзыва на последнею версию стратегии формирования здорового образа жизни, разработаной министерством здравоохранения. В ней предлагается распространить акцизы на «сладкие напитки с высоким содержанием добавленных простых сахаров». Размер акциза в документе не уточняется.

В Минздраве считают, что акциз на сладкие напитки поможет понизить их доступность для потребителей в виду риска возникновения сахарного диабета, ожирения и пр. В Минэкономразвития указывают, что доказательств прямой связи зависимости этих заболеваний от сладких напитков в стратегии нет.

Кроме того, акцизы не приведут к общему снижению потребления сахара, так как основную массу сахаров население получает из других продуктов. Акцизы грозят ростом себестоимости производства, проседанием рынка, закрытием предприятий, снижением налогов и появлением контрафакта, считают в министерстве экономики.

По данным Euromonitor, в 2017 году потребление безалкогольных напитков в России снизилось примерно на 6,7%, до 1,19 млрд декалитров (дал). На газированные напитки и соки пришлось около 52% этого объема (622 млн дал). В денежном выражении весь рынок за 2017 год сократился на 0,5%, до 633,4 млрд рублей. Продажи только газированных напитков и соков снизились на 2,9%, до 381,3 млрд рублей.

Если акциз будет в полной мере учтен в конечной стоимости безалкогольных напитков, в течение трех лет продажи этой категории могут снизиться на 16-18%, поясняет президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, ссылаясь на исследование НИУ ВШЭ (основано на акцизе 5 рублей за 1 литр, который ранее предлагал Минфин).

Таким образом, исходя из данных за 2017 год, рынок только газированных напитков и соков за три года может сократиться на 114 млрд рублей, а количество участников рынка — на 10-15%. Крупным игрокам придется повысить цены и сократить производство, а малые и средние могут не осилить дополнительную финансовую нагрузку, предупреждает эксперт.

Собеседник издания в крупной пищевой компании полагает, что в зависимости от ставки акциза цены могут вырасти до 5-7%.

Подорожание может привести к снижению спроса со стороны чувствительных к цене потребителей, но вряд ли оно будет существенным: потребление сладких напитков носит во многом эмоциональный характер, говорит директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Роман Толоков.

Сложность еще и в том, что термин «сладкие напитки» нормативно не отрегулирован и нет возможности определить, какие именно категории под него подпадают, рассказал источник «Коммерсанта» в пищевой компании.