Facebook
VK
Twitter
Telegram
Linkedin

В последнее десятилетие Китай занял оставленную Западом нишу, предлагая политическим союзникам финансирование и кредиты на проекты, продвигающие его коммерческие и геополитические интересы. Причем без обязательств в виде прозрачности и соблюдения других норм. Из-за отсутствия официальных данных оценить масштаб этого кредитования трудно, сообщают «Ведомости» со ссылкой на Financial Times. Так, по словам специалистов Университета Джонса Хопкинса, их задача больше похожа на «работу детективов, а не бухгалтеров». По их оценкам, китайские власти, банки и подрядчики одолжили африканским правительствам и госкомпаниям около $143 млрд в 2000-2017 гг. Но информации о сроках погашения, стоимости и условиях этих займов почти нет. Это большая проблема для МВФ. «Компетентность МВФ базируется на способности оценить приемлемый уровень задолженности. Если он ошибется или сделает это, не обладая информацией, доверие к нему будет подорвано», – утверждает бывший высокопоставленный сотрудник фонда.

Например, первая серьезная проверка для МВФ – просьба Пакистана о финансовой помощи. Стороны не смогли договориться во время визита сотрудников фонда в середине ноября, поэтому переговоры продолжатся в январе. На кону стоит репутация МВФ: ему необходимо понять, почему страна, которая уже неоднократно обращалась за помощью и чья последняя программа кредитования завершилась только в 2016 г., снова столкнулась с проблемами. Но оценить реальную задолженность сложно из-за непрозрачности китайских займов. Госдолг Пакистана довольно высок для развивающейся страны – около 70% ВВП. Половина его обязательств может приходиться на долю Китая, который обещал профинансировать проекты на $60 млрд и сделал Пакистан краеугольным камнем своей инициативы по созданию нового «Шелкового пути». Всего этот инфраструктурный проект охватывает более 80 государств.

По словам бывшего сотрудника МВФ, финансовое положение Пакистана может быть устойчивым и без списания части долга, но только в том случае, если у него нет значительных скрытых обязательств, например, гарантий по займам госкомпаний. Также необходимо узнать условия китайских займов. Как утверждают аналитики, зачастую они выдаются по максимальным коммерческим ставкам, а не по льготным, как при двусторонних кредитах на развитие. В октябре директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что фонд будет требовать «абсолютной прозрачности» условий этих займов. Эта ситуация показывает, насколько сильно отличаются взгляды фонда и Китая на развитие мировой экономики. МВФ использует подход, основанный на многосторонних инициативах, открытости закупок и финансовой прозрачности. Китай же предпочитает двусторонние договоренности, зачастую скрывая детали проектов и контрактов, которые достаются в основном китайским госкомпаниям.

По мнению экспертов, на кону стоит многое, поскольку скоро за помощью МВФ может выстроиться очередь. В октябре фонд предупредил, что более 45% бедных стран грозит долговой кризис или они уже столкнулись с ним. В 2014 г. таких было 25%, а в 2016 г. – 33%. Несколько стран Африки южнее Сахары, в частности, Ангола и Замбия, уже ведут переговоры с МВФ. Многие другие участники китайской «Инициативы пояса и пути» тоже находятся в зоне финансового риска. По данным агентства Moody’s, у 78 таких стран их медиана кредитного рейтинга находится на спекулятивном уровне Ba2. Так, Тед Труман, научный сотрудник Института мировой экономики Питерсона и бывший сотрудник МВФ, уверен, что в ближайшие годы фонд столкнется с еще более серьезными проблемами. «Рано или поздно Венесуэле имеющей огромные долги перед Пекином потребуется помощь МВФ, чтобы снова встать на ноги», – говорит он.

США уже дали понять, что не поддержат ни одну программу МВФ, если ее целью будет просто помочь какой-либо стране вернуть китайские кредиты. Кроме того, обычно одно из условий помощи МВФ – реструктуризация долга, но Китай не входит в Парижский клуб кредиторов, который координирует снижение долговой нагрузки. Договориться о реструктуризация с Китаем будет непросто, так как часто займы на коммерческих условиях выдают госбанки или другие организации, говорит, в свою очередь, Габриэль Стерн из Oxford Economics, который раньше работал в МВФ: «Нет абсолютно никаких гарантий, что Китай пойдет навстречу, если возникнут проблемы». Еще одна сложность в том, что Китай предпочитает выдавать займы, обеспеченные активами, отмечает профессор Гарвардского университета Кармен Рейнхарт. Например, кредиты Анголе, Эквадору, Венесуэле обеспечены нефтью. Этот фактор может повлиять на порядок погашения займов, пишут «Ведомости».

Источник: Investing