Именно для реализации такого сценария и хотят уволить главу госконцерна Дмитрия Киву, считают аналитики
Фото zn.ua
В желании нынешнего правительства уволить главу государственного авиаконцерна "Антонов" Дмитрия Киву до сегодня видели и стремление к переделу собственности, и банальный непрофессионализм, и даже обиду. Однако на самом деле мотив такого кадрового решения вчерашних оппозиционеров может быть продиктован Кремлем.
"Рука Москвы" в этой ситуации сыграла еще и через одних из ключевых представителей режима Януковича, предполагает экс-первый заместитель министра промышленной политики Украины Владимир Рыжов.
"За этими планами стоит оформленная в 2013 году непубличная договоренность братьев Клюевых с Россией, — говорит эксперт. — Суть договоренности такова: из состава ГП "Антонов" вычленяется авиатранспортное предприятие, самолеты Ан-124-100 "Руслан" закладываются в российский банк, после — выкупаются российской стороной. Сегодня РФ ставит условие: "извольте исполнять".
Однако многолетний руководитель "Антонова" Дмитрий Кива никогда бы не пошел на такую авантюру, уверен Рыжов. Поэтому его и решили уволить. "Сегодня он уволен, но правонарушения с его стороны нет. В подобных случаях проводится служебное расследование, а Кива мог быть отстранен от должности на время его проведения", — добавил экс-замминистра.
Однако что плохого можно расследовать на "Антонове", эксперты недоумевают. Мол, Киве удалось не только сохранить 13-тысячный коллектив отрасли и спасти от краха киевский завод "Авиант", но и разработать новые модели самолетов и даже начать их серийное производство. В результате сейчас концерн прибылен и ежегодно платит в госбюджет около 600 млн грн. А в прошлом году "Антонов" построил 6 самолетов Ан-148 и Ан-158.
Однако наибольшая перспектива для "Антонова" — в транспортных самолетах. Поэтому и возлагалась такая надежда на совместное с Россией полномасштабное серийное производство Ан-70 и Ан-140. Однако, как считают эксперты, вместо строительства новых транспортных машин россияне решили "отжать" уже летающую гордость "Антонова" — самолеты "Руслан" и "Мрия".
Напомним, у единого маркетингового агента украинского и российского авиаоператоров RuslanInternationalLtd– 17 самолетов Ан-124-100 "Руслан" и один супертранспортник Ан-225 "Мрия". Из них 7 "Русланов" — украинские.
Бороться есть за что, ведь сконцентрировав все транспортные самолеты "Антонова", россияне единолично смогут контролировать треть мирового рынка перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. При этом 70% таких грузов — военного назначения.
Однако если мотив российской стороны понятен, то украинской — отнюдь. Ведь зачем сознательно отдавать что-либо кому-либо? А в данной ситуации — целую авиастроительную отрасль вместе с уже построенными лучшими транспортными самолетами в мире — агрессору.
Логики правительства не видят и в парламенте. Сначала обеспокоенность происходящим в госавиаконцерне выразил лидер фракции "УДАР" Виталий Кличко, пообещав инициировать в ВР создание временной специальной комиссии.
"Виталий Кличко пообещал разобраться, а главным образом, чтобы на парламентском уровне посредством создания временной комиссии, был наведен порядок… Во многом происходящее на таком крупном предприятии не понятно, требует парламентского контроля", — сообщила пресс-секретарь Виталия Кличко Оксана Зиновьева.
А пока же правительству следовало бы остановить решение об увольнении Кивы, считают в "УДАРе". Об этом фракция уже попросила и.о. Президента и спикера ВР Александра Турчинова, сообщил народный депутат от "УДАРа" Сергей Каплин.
"Я знаю, что есть письмо от имени фракции на имя и.о. Президента и спикера, чтобы остановить такое решение по увольнению Кивы. Думаю, что премьер Арсений Яценюк и правительство должно остановить попытки принятия решений, которые на самом деле на руку российским рейдерам, которые не один год срывали контракты. Аналогично были сорваны многомиллиардные контракты по Миноборонпрому. Сил у нас достаточно, чтобы упредить такую ошибку. Убежден, что мы сможем разобраться с ситуацией на ГП "Антонов", — считает нардеп. — Есть непосредственная позиция Виталия Кличко в отношении предприятия "Антонов". Сейчас временное руководство страны должно к нему прислушаться".
Позднее эту идею поддержали и в "Батькивщине"."Я поддерживаю создание комиссии в Верховной Раде Украины по ситуации на "Антонове", — заявил на днях и.о. главы фракции Сергей Соболев. — Я лично был против увольнения Кивы, считают это решение неправильным. Я предупреждал, что это решение вызовет резонанс и невосприятие. Нужно разобраться, кто, грубо говоря, подсунул ложную информацию, и кто стоит за этой провокацией. Человека просто так не снимают. Там была подсунута неправдивая информация. Поэтому нужно в парламенте разобраться, кто за этим стоит. Восстановить справедливость".
Солидарен с коллегой и народный депутат от фракции "Батькивщина" Александр Бригинец. "Если Кива смог сохранить предприятие, смог отстоять его и защитить от россиян, от поглощения российским капиталом, нет смысла его смещать, — считает народный депутат. — Тем более, что человек работал там многие годы. Ситуация в стране сложная. Правительство в этих сложных условиях войны должно расставить акценты, а не вести войну всех против всех. Нужно принимать взвешенные решения".
По прогнозам депутатов, временную комиссию создадут не раньше июня. До этого же времени законодатели обещают контролировать ситуацию на уровне депутатских запросов. Кроме того, комиссия может охватить не только авиапром, но и военно-промышленный комплекс в целом."Чтобы эта комиссия расследовала все факты попыток захвата и рейдерских посягательств на наши предприятия", — объяснил Каплин.