В Госинвестициях с приходом нового руководителя обещают вплотную заняться защитой прав собственности, а на российский капитал не рассчитывают, предпочитая западные компании
"Привлекатель" инвестиций Сергей Евтушенко. Фото: Роман Пилипей
В Государственное агентство по инвестициям и развитию взамен Владислава Каськива — фигуранта скандального подписания договора по LNG-терминалу с "лыжным инструктором" из Испании — пришел Сергей Евтушенко, который обещает привести в порядок свое ведомство и наладить контакт с новыми инвесторами. В свете Ассоциации с Евросоюзом привлечение "свежего" капитала в страну выглядит весьма привлекательно, а вот российские средства Украина может и не увидеть, считают в ведомстве.
От каких стран Вы ждете инвестиций в первую очередь?
От развитых стран Запада, которые помимо капитала могут дать философию, культуру и традиции производства. Также я хотел бы видеть приток инвестиций от Кореи и Японии. С последней мы два года вели переговоры, и вот японцы будут строить завод во Львовской области по производству автозапчастей. Еще одна крупная американская компания в прошлом году ждала подписания Украиной Соглашения об ассоциации — не дождалась.
Крупные инвестиции придут и в энергетику, особенно в альтернативную. Нам это тоже выгодно, потому что необходимо заменять дорогие энергоносители с востока современной зеленой энергией.
Но все наши потенциальные инвесторы ждут подписания Договора об ассоциации с ЕС в полном объеме, разрешения конфликта с Россией и макроэкономической стабилизации.
Стоит ли Украине рассчитывать на возобновление инвестирования из России?
Инвестиций от России я не ожидаю. А если они и будут заходить оттуда, то только через Кипр, и это будут не крупные государственные компании, а предприятия среднего уровня и частные компании. К тому же, они должны видеть в Украине стабильность, демократическое общество, верховенство права, отсутствие выборочного давления на бизнес. А представители российского государственного капитала — это воины их фюрера Путина. Им сказано — они покидают украинский рынок, даже если это чревато убытками.
Однако все равно, я не считаю русских инвесторами, которые нам помогут менять страну. Российский капитал заражен политическим вирусом, к которому он очень чувствителен. Поэтому россияне наверняка будут уходить.
По сравнению с прошлым годом насколько снизится объем инвестиций из России?
Если в этом году мы удержим показатель прошлого года — а прошлый был хуже, чем позапрошлый, — это будет очень неплохо.
Смогут ли Россию заменить другие инвесторы?
Если Украина будет двигаться путем реформ, о которых сегодня так много говорят и которые так для нас важны, вместо российского капитала в Украину постепенно придет капитал из других стран. Кроме высоких технологий и культуры труда, эти государства принесут также свои традиции и новации. Это будет для нас гораздо полезнее.
Однако это произойдет только после того, как в Украине будет сформирована легитимная и признанная всем миром власть. Нам нужен президент. С ним мы крепко станем на ноги, нас признает мир.
Также мы должны как-то стабилизировать ситуацию с Крымом и Юго-Востоком. Когда страна стоит на пороге войны, об инвестициях не может быть и речи. Никто не может сказать с уверенностью, что придет завтра в голову нашим "друзьям" с востока.
Есть ли у вас законодательная инициатива по улучшению инвестиционного климата?
Это, скорее, задача Минэкономики. А наше агентство не является субъектом законодательного процесса. Однако и у нас есть определенные инициативы. Например, в Украине больших трудов стоит зарегистрировать представительство международной компании. Если сравнивать с Грузией, то в нашей стране этот процесс занимает намного больше времени. Мы начнем с этой проблемы, тем более, что решить ее не так уж и сложно. Будем работать в тесном контакте с Министерством экономики.
Что бы Вы исправили в нынешнем законодательстве, чтобы улучшить инвестклимат в Украине?
Я бы в первую очередь, решил проблему защиты прав собственности. И это должна обеспечить справедливая судебная система. Еще одним важным моментом является простое и понятное законодательство, которое не меняется слишком часто. Нельзя сегодня какой-то отрасли предоставлять льготы, а через год их отбирать.
Мы сейчас поднимаем налоговые ставки. Предыдущее правительство снижало их и удивлялось, почему нет инвестиций. А дело было вовсе не в размерах налогов, а в правилах игры. Они должны быть прозрачные, долгосрочные и вызывать доверие.
И здесь для Украины очень важен Договор об ассоциации. Он даст нам не столько экономическую помощь, сколько поможет установить честные правила игры. Мы должны перенять законодательство и технические регламенты стран ЕС. Таким образом, мы войдем в зону правовой безопасности и станем для развитых стран приемлемым партнером. Именно таким путем шли Болгария и Польша.
Вы намерены инициировать восстановление свободных экономических зон?
Не свободные экономические зоны, а технические и индустриальные парки. Любой компании гораздо комфортнее начинать бизнес в месте, где кто-то уже проделал подготовительную работу: подвел дороги, электро- и газоснабжение, построил помещения, оформил документы. Так намного сокращается путь бизнеса к рынку. Можно прийти и начать производство менее чем за год.
У нас есть национальный проект об индустриальных парках. Он в начальной стадии, но чрезвычайно важен. (Идея создания индустриальных парков обсуждается уже длительное время; но "воз и ныне там" — Ред.)
В этих парках будут действовать налоговые льготы?
Я не думаю, что они там будут. Просто государство возьмет на себя некоторые риски.
Есть ли уже конкретные площадки под индустриальные парки?
Да, уже пять индустриальных парков включены в реестр и еще по нескольким десяткам мы ведем работу. Теперь необходимо наполнить эту идею содержанием. Всего-навсего надо их подсоединять к инфраструктуре, но не за счет инвестора. Не нужно этот риск вешать на него.
Насколько известно, одним из возможных парков рассматривалась бывшая площадка Крымской АЭС?
У нас нет планов в отношении Крыма, кроме того чтобы вернуть его в нашу юрисдикцию. Думаю, пока экономика Крыма поживет своей жизнью. Не сомневаюсь, что жизнь эта будет полна многих проблем и неудобств. Они сейчас этого всего не понимают, но поймут очень скоро.
В прошлом году наблюдались существенные подвижки в проекте "Воздушный экспресс". В каком состоянии сейчас этот проект?
Сложно сказать. Я еще изучаю ситуацию, потому что работаю только две недели. Стоимость "Экспресса" — $372 млн. Кредитная линия по нему выдается не сразу, а выбирается по необходимости во время строительства этого объекта.
Поскольку проект инфраструктурный, в нем нельзя ожидать каких-то чрезвычайных экономических параметров. Он не является окупаемым в срок в пять лет. В то же время, он сделает чрезвычайно удобным передвижение граждан. Со специального терминала на Центральном вокзале Киева пассажир отправляется в терминал в аэропорту Борисполь — прямо напротив терминала D. По проекту время поездки составляет чуть меньше 40 мин, но можно достичь и 30. И это не супер-скоростная линия! Там надо сделать буквально 20 км нового полотна. И решить, каким образом мы подходим к самому терминалу D.
Этот проект является одним из двух проектов с правительством Китая, который для Украины является стратегическим партнером. Первый проект — это зерновая корпорация, там кредит под зерно. Второй — "Воздушный экспресс". Этот проект прошел этап невозврата. И он должен быть сделан, потому что зашел первый транш на счет китайского генподрядчика, и Украина уже начала его обслуживание.
Китай — это страна и экономика, с которой необходимо строить как можно более тесные и дружеские отношения. Безусловно, политику стратегического партнерства по отношению к Китаю будет проводить любое правительство Украины, независимо от своего "цвета".
В прошлом году ваш предшественник — Владислав Каськив — говорил, что уже развернута строительная площадка под "экспресс"...
Площадка, где можно строить, есть. Но деталей у меня нет. Мы когда-то были свидетелями, когда и кол забивали в чистом поле (речь идет о начале строительства завода по производству ядерного топлива в Кировоградской области, работы по которому сейчас приостановлены — Ред.).
Сейчас китайской стороной ведется завершающая часть проектирования. И также, насколько я пониманию, должно быть какое-то решение правительства по этому поводу. Мы, как государство, уже платим проценты по первому траншу. То есть уже несем определенные затраты. Но, фактически, кроме перекладки коммуникаций ничего не построено.
За сколько планируете закончить строительство?
Думаю, это точно можно сделать за два года с момента старта.
Заключало ли Ваше ведомство договора с поставщиками подвижных составов для "Воздушного экспресса" и есть ли договор с Крюковским вагоностроительным заводом, которого рассматривали как главного претендента?
"Крюковка" является одним из вариантов. Наша задача как украинского девелопера этого проекта — обеспечить как можно больший процент украинских товаров и услуг в этом проекте. Мы были бы очень довольны, если бы украинский производитель подвижного состава поставил этих пять пар электричек.
У Крюковского завода неплохой продукт. Вопрос, какие будут возможности завода поставить этот поезд на линию в тот период, когда он будет необходим. Потому что, например, если хочешь купить французский состав производства Alstom, то необходимо минимум за три года заказывать.
Также нас беспокоит вопрос цены — не будет ли она выше цены конкурентов? Мы должны провести объективный, прозрачный конкурс. Если украинский продукт будет дороже чешского, нам придется подумать, сотрудничать ли с "Крюковкой". (Правительство обязало Госинвестпроект закупить до 5 подвижных составов у Крюковского завода до 2016 года — Ред.)
Продолжение интервью с Сергеем Евтушенко о главном проекте, призванном обеспечить энергобезопасность Украины, читайте в понедельник, 14 апреля.