VK
Twitter
Telegram
Viber
Linkedin
WhatsApp

Криптовалюты часто обвиняют в наличии скрытого подтекста, схожести с «финансовыми пирамидами» и прочих грехах. Предлагаем разобраться, в чем же действительно заключается сила цифровых денег, параллельно рассмотрев особенности их негативного восприятия и причины его появления.

Псевдовалюты из мира сетевого маркетинга

Популярной областью применения внутренних альтернативных валют стал сетевой маркетинг. Среди них есть организации, подобные Nl, псевдовалюта которой и предлагается в качестве примера.

Внутренняя валюта компании называется PV (personal volume). Ее возникновение представители бизнеса объясняют желанием создать «универсальный инструмент», который смог бы стать международной единицей расчета (минуя конвертацию долларов и прочих иностранных валют). К сожалению человек, которому обещанные богатства сетевого маркетинга затмили разум, не станет обращать внимание на детали функционирования PV, что весьма удобно для организаторов подобных компаний.

При ближайшем рассмотрении упомянутой системы обнаруживается, что работает всеми «горячо любимый» Nl за некие y.e., курс которых выглядит крайне привлекательно (например, для России 1 y.e. = 35 рублей, что не может не вызывать нотки ностальгии по «доллару за 35»). Однако не стоит радоваться, ведь работать представленный путь обмена будет исключительно на самих хозяев сетевого бизнеса.

Фокус применения PV заключается в следующем: при подсчете возможной прибыли, организаторы сетевого маркетинга стараются всячески уйти от реальных цифр.

В деталях картина выглядит следующим образом:

  • для подмены истинных понятий, в оборот вводится PV с определенной привязкой к реальным деньгам;

  • устанавливается цель, которая, на фоне замены, выглядит вполне достижимой (к примеру, осуществление продаж на сумму, равную 10 тысячам PV, вместо эквивалентных ей 100 тысяч рублей);

  • менеджеры, воодушевившись близостью целей (ведь 10 тысяч звучит более достижимо), начинают гонку.

В итоге, не задумываясь о том, что же по-настоящему скрывается за представленной внутренней монетой, многие попадают в ловушку подмены понятий. А те, кто каким-то образом выходит на прибыль, не имеют возможности потратить заработанные монеты по своему усмотрению вне платформы.

Как именно работает система начисления PV (техническая составляющая) – не разглашается. Известно одно – сами сотрудники не имеют к ней доступа, поскольку она является закрытой.

Подконтрольные исключительно организаторам бизнеса системы финансового обеспечения представляются крайне привлекательными и вот почему:

  • Управление в любой момент может самостоятельно «подкорректировать» значение собственной валюты в свою пользу, не оставив сотрудникам ни малейшего шанса на справедливость.

  • Все процессы перевода средств остаются за ширмой технического обеспечения системы – как именно работает механизм, насколько он стабилен и защищен – неизвестно.

  • Под самостоятельно установленными значениями внутренней валюты используются исключительно интересы управляющего звена. Истинная стоимость монеты не может быть определена.

В случае раскрытия полной информации о работе подобных систем, они становятся крайне непривлекательными, ввиду разрушения стены подмены понятий. Соответственно, степень открытости, достижимая благодаря применению блокчейна, приемлема лишь для организаций, которым нечего скрывать.

Криптовалюта vs сетевой маркетинг

По сути своей, сетевой маркетинг может быть представлен в виде цепочки, в которой создатели проекта спускаются со своим предложением «в массы», чтобы продать свой «продукт», реальный или виртуальный. При этом посредниками в продаже выступают первые покупатели, и далее по цепочке. При этом того, кто стоял на вершине, эффективность процесса дальнейших продаж затрагивает в наименьшей степени, поскольку он уже успел получить свою прибыль. Однако в целях продолжения созданной пирамиды к нижестоящим уровням применяется разного рода стимулирующая политика, заставляющая проявлять максимум активности, чтобы наконец заработать деньги.

В криптовалютах данная схема слабо применима. Однако приходится обратить внимание на постоянные попытки манипулирования рынком, которые заставляют простых пользователей идти на поводу у тех, кто волею судьбы оказался «на вершине». В данную категорию можно отнести:

  • так называемых «китов» рынка;

  • известных личностей в мире криптовалют, которые не упускают возможности создать информационные «вбросы» для поддержки определенного направления хода цены.

Дополнительную проблему представляет сложность прогнозирования курсов криптовалют (впрочем, как и любых других активов). На фоне слепой веры в светлое будущее биткоина на фоне затянувшегося на год падение цены, многие начинают оглядываться на идеи о «пирамидальной» природе цифровых денег.

Синдром Мавроди

Каждый, кто работает с криптовалютами, сталкивался с осуждающей позицией, основанной на тезисе «криптовалюты — это пирамида». К сожалению, память о пирамидах Сергея Мавроди по-прежнему жива и люди часто отказываются видеть различия между этими двумя диаметрально противоположными направлениями.

Несмотря на технический прогресс и доступность финансового образования, кое-что осталось неизменным – люди продолжают верить в возможность быстро разбогатеть, ничего не делая. Как следствие, по проторенному Мавроди пути современные пирамиды продолжают успешно собирать деньги.

Существуют пирамиды, которые не упустили возможность воспользоваться популярностью криптовалют, предоставив своим пользователям доступ к реализации инвестирования в определенных монетах. В частности, по данному пути пошла небезызвестная пирамида «Кэшбери», успев бросить тень на биткоин и эфир.

Как следствие, в сознании людей, которые не совсем понимают принципы работы криптовалют, создается негативное отношение к данному феномену. Логика, как правило, основывается на связи с мошенническими организациями.

К криптовалютным же проектам, которые часто обвиняют в работе по принципу «пирамиды», можно отнести Tether. Причина подобных заявлений кроется в отсутствии доказательств наличия у представителей стейблкоина достаточного количества долларов США, обеспечивающих выпущенные ими токены.

Говоря о биткоине и других криптовалютах, одним из основных аргументов в пользу подкрепления статуса «пирамиды» является наличие так называемого «пузыря». Его объяснением служит несоразмерный реальной стоимости актива спрос, который искусственно «надувает» цену. В момент «насыщения» рынка, наступает период потери прежнего интереса, который подкрепляется началом неизбежной после быстрого роста коррекции. Как следствие, «пузырь» начинает сдуваться, а цена выходит на тропу поиска своих реальных значений.

К слову, Сергей Мавроди успел поделиться с обществом своими мыслями относительно возможностей биткоина, обозначив криптовалюты «исключительно спекулятивными инструментами».

Пирамиды на блокчейне

Большинство пользователей криптовалют при упоминании смарт-контрактов вспоминают о силе блокчейна, защищающей стороны от неисполнения обязательств. Как следствие, в сообществе укрепилась мысль о том, что применение этого инструмента может стать гарантией если не качества, то как минимум честности. Именно на фоне подобных умозаключений, на свет стали появляться криптовалютные пирамиды.

Первая классическая пирамида на биткоине была создана еще в 2012 году американцем Трендоном Шейверсом, который собрал со своих вкладчиков сотни тысяч BTC и потратил их на собственные нужды, даже не пытаясь скрываться. Свои действия он оправдывал тем, что биткоин — это не деньги, а значит он, якобы, не совершил никакого преступления. В 2014 году Шейверс был арестован по обвинению в мошенничестве, и в 2016 году был осужден.

Однако, криптовалютные пирамиды процветают и продолжают собирать огромные суммы в криптовалютах или фиатных деньгах. Отметился в этой сфере и тот самый Сергей Мавроди, в 2015-2016 годах организовавший несколько пирамид, преимущественно в странах Азии и Африки. А до сих пор непревзойденной по масштабам и наглости «строителей» до сих пор остается пирамида MyCoin, собравшая в Гонконге более 390 миллионов долларов (правда, речь идет о HKD, который котируется к USD примерно 1/8). Но и в долларах США сумма более чем внушительна.

Одним из современных мошеннических проектов, который можно отнести к представленной категории, стал Infiniti Money. Его продвижение велось по классической схеме: захват аудитории через блогеров плюс обещания несметных богатств на популярных площадках, с подачей под «соусом» из честных намерений. К слову, сама команда проекта не скрывала от инвесторов работу по принципу пирамиды – им была обещана выплата ежегодных процентов от вложенной суммы. Однако к моментам, на которые стоило обратить внимание, относились следующие:

  • закрытый код смарт-контракта;

  • отсутствие каких-либо гарантий со стороны создателей.

Собрав все возможные деньги, представители проекта спокойно вывели привлеченные эфиры, оставив своих горе-инвесторов у разбитого корыта. Вполне вероятно, что в настройках закрытых смарт-контрактов стояла команда на автоматический перевод средств на счет создателей. Проект был создан по образу и подобию своих предшественников, в частности пирамиды 333ETH.

Именно вследствие существования огромного количества подобных проектов феномен криптовалют продолжает быть окруженным негативной аурой, которую периодически «подпитывают» мошенники и недобросовестные организации. Вероятно в будущем, с продолжением практической демонстрации открытой природы блокчейна и технического превосходства криптовалют над фиатными, станет возможным сглаживание необоснованного негатива по отношению к цифровым деньгам.