“Город финансов” - качественно новый Интернет-ресурс в области финансовой грамотности, с независимой позицией и объективной информацией. Проект рассчитан на широкую аудиторию, интересующуюся финансами.  Посетители портала найдут на страницах “Города финансов” информацию о банковских услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на оказание банковских услуг.

 

Стратегическое планирование и управление стоимостью компании

Автор
Опубликовано: 1150 дней назад ( 5 мая 2014)
0
Голосов: 0
В рамках формирования стратегии, на этапе разработки стратегической финансовой модели и определения ключевых показателей, неизбежно возникает вопрос, о параметрах оценки результатов стратегического планирования, которые можно смартизировать (четко сформулировать, оценить и пр.), применять в дальнейшем в целях управления и мотивации сотрудников, использовать как ориентир в процессе формирования стратегии.

Принимая во внимание, что основной целью для акционера, в большинстве случаев, является увеличении стоимости его активов, целесообразно включить в стратегическую модель блок расчета стоимости компании, как универсального измерителя ее состоятельности.



На практике, существует множество подходов к определению стоимости компании. Но ввиду того, что ежегодная оценка стоимости, проводимая с привлечением специализированных организаций, идет в разрез с принципом баланса важности/полезности информации и стоимости ее получения, целесообразно остановиться на нескольких доступных и известных методах, применение которые мы и рассмотрим.

Метод №1. Метод EVA (Economic Value Added)

Концепция EVA (by Stern Stewart), как нельзя лучше соответствует целям максимального увеличения стоимости бизнеса, так как по сути представляет собой балансовую стоимость компании, увеличенную на текущую стоимость будущих EVA.

Основная идея метода EVA определяет, что капитал компании должен работать с такой эффективностью, чтобы обеспечить норму доходности на вложенный капитал, требуемую инвестором либо акционером. Данная норма должна превышать доходность по вложениям в альтернативных областях бизнеса, с аналогичным уровнем риска.

Для управления стоимостью по методу EVA необходимо обеспечить постоянный рост стоимости компании путем управления факторами влияния.

Метод достаточно прост для понимания — добавочная экономическая стоимость растет — это положительный результат и рост стоимости компании, снижается — результат отрицательный и компания теряет в цене. Также, благодаря визуальной интерпретации показателей (дерево EVA), затрагивающих основные функциональные области, и понятному набору показателей влияния, метод достаточно прозрачен для формирования причинно-следственных связей, что в свою очередь позволяет четко понять степень влияния показателей каждого функционального подразделения на изменение стоимости компании.

Краткое описание метода и его основные характеристики приведены в презентации, в конце статьи.

Преимущества метода:

возможность проводить оценку по каждому отдельному периоду, без учета прошлого и прогнозов на будущее, в отличие от метода NPV, DCF, требующих точного определения объема и распределения денежных потоков по периодам;
при изменении динамики стоимости активов, легко учесть переоценку, так как она автоматически отражается как на величине дохода, так и на размере инвестированного капитала.
Недостатки метода:

необходимо правильно оценить первоначальную величину инвестированного капитала, если она будет занижена, то созданная добавленная стоимость будет необоснованно завышенной, и наоборот.


Метод №2. Метод DCF (Discounted Cash Flow)

Самый распространенный из методов оценки, используемый профессиональными оценщиками.

Метод основан на абсолютной оценке стоимости актива, путем расчета его стоимости в зависимости от ожидаемых доходов будущих периодов. Яркий пример непосредственного использования концепции временной стоимости денег.

Преимущества метода:

достаточно прост в реализации;
имеет широкое распространение.
Недостатки метода:

необходимость точного прогнозирования денежных потоков по будущим периодам;
проблема точности оценки ставки дисконтирования и высокая чувствительность по данному параметру;
низкая точность при прогнозировании на длительные периоды.


Метод №3. Сравнительный метод

Имеет незначительное распространение, ввиду непубличности большинства компаний и отсутствия базы для сравнения. Для простоты расчетов удобно использовать один из его вариантов, а именно Метод отраслевых коэффициентов.

Метод отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продаж бизнеса, в той или иной отрасли, выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-то показателем.

Определение рыночной стоимости бизнеса сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов, поэтому крайне важно при расчете, выбрать сопоставимые не только по отраслевому признаку предприятия, но учесть и финансовое положение, и тождественность вида, объемов и качества производимой продукции.

Преимущества метода:

максимально учитывает ситуацию на рынке;
имеет высокую достоверность, так как основывается на фактических результатах деятельности компаний.
Недостатки метода:

недостаточность базы для сравнения;
сложность выбора компаний и приведения их показателей в сопоставимый вид.


В целях стратегического планирования, данные методы применяются как отдельно, так и в совокупности. Балансируя между точностью расчета и ограничениями/недостатками каждого из методов, можно определить следующие практические рекомендации по их применению:

достоверностью прогнозов на длительный период можно пренебречь. Снижение достоверности прогнозов в конце периода стратегического планирования не сыграет существенной роли в виду сложившейся практики по актуализации стратегических планов не реже одного раза в год. Все возможные изменения и уточнения, возможно принять при очередной актуализации стратегии, за исключением случаев принятия решения по долговременным инвестициям, сопоставимым по сроку с периодом планирования;
необходимо обеспечить достаточную точность расчетов показателей, используемых в целях мотивации (обычно на горизонте одного года) для последующего исключения возможных ошибок;
не используйте излишне оптимистические подходы при оценке мультипликаторов. Если вы используете для сравнения показатели компаний, представленных на публичном рынке, стоит учитывать, что данные компании находятся на этап выше в своем развитии, чем ваша, что и определяет их более высокую стоимость;
используйте корректировки и поправки. Учитывая недостатки методов, основанных на данных бухгалтерского учета, для получения достоверных результатов оценки компании, необходимо исключить случайные и не релевантные (бумажные) факторы;
используйте комбинацию методов для достижения более достоверного результата;
проведите анализ чувствительности, для того, чтобы с большей тщательностью подойти к расчету критичных факторов.
В стратегической финансовой модели нашей Группы используются два из перечисленных методов (EVA, DCF). Также по отдельным компаниям Группы, имеющим конкурентные публичные аналоги на рынке, используется сравнительный подход.

Использование комбинации методов обусловлено значительными различиями, как в отраслевой специфике, так и в этапах развития компаний Группы. В данном случае одновременное использование нескольких методов, позволяет более точно оценить стоимость компании, например, в условиях активной инвестиционной фазы развития.



В данной статье мы рассмотрели использование методов оценки стоимости компании, применительно к стратегическому планированию. Одновременно с этим хотелось бы отметить, что реализация полнофункциональной Системы управления стоимостью компании на основе показателя EVA®, принесло бы гораздо больший эффект. Формирование системы финансового управления, которая задает единую основу для принятия решений основным и вспомогательным персоналом и позволяет моделировать, отслеживать, проводить и оценивать принимаемые решения в едином ключе, это прямой путь к повышению эффективности бизнеса и достижения целей компании и ее акционеров.

Сэндвич-панели отлично подходят для строительства.

 

Рейтинг — 0 1 участник

Яндекс.Метрика

Финансовая культура и безопасность граждан России» - Финансовая грамотность, финансовые новости © 2017